Введение в курсовой работе

Курсовая работа начинается с введения, которое знакомит с целью и объектом исследования, а также рассказывает о поставленных задачах и обосновывает актуальность.

Введению в курсовой работе отводится главенствующая роль, на него в первую очередь смотрит преподаватель при проверке. Сильная, структурированная и правильно написанная вводная часть задает тон последующему исследованию.

Введение в курсовой работе отражает и направляет дальнейшее исследование, а также облегчает написание заключительного вывода. Иногда для удобства порядок работы меняют: сначала пишут основную часть, а потом введение и заключение. Неважно, в какой очередности написаны части проекта, главное – их значение для раскрытия темы.

Пример введения в курсовой работе

Привести введение в курсовой работе для примера не получится: текст занимает одну-две страницы. Покажем структуру с помощью отдельно взятых выдержек из вводной части.

Введение в курсовой работе, пример:
Актуальность: Эффективность и развитость экономики зависит от совершенствования конкуренции банковского сектора. Возможность банковской конкуренции – предпосылка для развития экономики каждой страны.
Цель: Целью является определение основных факторов, влияющих на развитие банковской конкуренции.
Задачи: Задачи проекта состоят в выявлении и анализе факторов оказывающих влияние на конкуренцию банковских организаций.
Объект исследования: Объект рассмотрения — банковская конкуренция.
Предмет исследования: Условия для развития конкуренции среди банков.
Нормативная база: В Федеральном законе от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О защите конкуренции», говорится о том, что конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них ограничивается или исключается возможность одностороннего воздействия на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Теоретическая база: Адам Смит определял конкуренцию как соревнование между покупателями и продавцами за выгодные предложения для покупки и продаж. Й. Шумпетер говорил о том, что конкуренция заставляет экономику развиваться за счет соперничества нового и старого: товаров, технологий, источников удовлетворения потребностей и типов организаций.

Структура введения курсовой работы

Структура введения курсовой работы носит скорее рекомендательный характер, жестко ей следовать не обязательно. Кроме того, в каждом ВУЗе или на кафедре применимы собственные требования к порядку написания вводной части.

Однако в структуре введения курсовой работы присутствуют все или отдельные элементы:
  • Актуальность – определение темы и раскрытие ее значения.
  • Проблематика – информация о состоянии исследования проблемы на момент исследования, сведения о проведенных разработках.
  • Цель – поиск решения проблемы, подтверждение теории, анализ выбранной методологии. Цель следует из актуальности.
  • Задачи – этапы, проходя которые можно достичь цель.
  • Объект исследования – процесс, явление, персона или инженерное сооружение, анализ которого необходим для достижения цели.
  • Предмет исследования – действия или качества объекта, подлежащие анализу для достижения цели.
  • Теоретическая база – степень разработанности темы. Труды, на которые опираются при выполнении проекта.
  • Методологическая база – используемые методы для аналогичных исследований.
  • Нормативная база – законы, нормативные акты, стандарты, правила, принятые к обязательному исполнению в исследуемой области или в государстве.
  • Структура работы – предварительное описание разделов, которые будут рассмотрены.
  • Область применения – описание отраслей, где будет использоваться проведенное исследование.
  • Гипотеза – предварительное утверждение, доказать или опровергнуть которое нужно в ходе выполнения проекта.

Как писать введение в курсовой работе

Писать введение в курсовой работе удобно последовательно, раскрывая каждый пункт приведенной структуры. Повествование ведется от третьего лица, использование первого лица недопустимо (не «я проведу исследование», а «будет проведено исследование» и т.п.). Вводная часть пишется единым связным текстом с уникальностью не менее 70%

  • Актуальность описывается в 2-4 предложениях. Упоминается тема, дается вольное определение и обосновывается значение для науки, применение в изучаемой отрасли или в других областях. Можно так и начать: "Актуальность (тема) заключается в том, что…"
  • Проблематике уделяется два-три абзаца, приводятся цитаты из авторитетных источников, перечни научных трудов, перечисляются значимые открытия. Уместно начать часть со слов: "Только недавно рассматриваемая проблема удостоилась должного внимания…", "Решением этой проблемы активно занимаются ученые разных стран, однако успехов добиться смогли только…".
  • Чтобы определить цель, достаточно посмотреть на тему. Они максимально приближены по формулировке. Чтобы выделить ее можно написать: "Цель данной работы отражена в ее теме:..", "Целью работы является исследование…".
  • Задачи определяют, разработав путь достижения цели. В зависимости от направления работы это обозначенные по шагам этапы исследования, определение значения физических величин или характеристик, выполнение расчетов и т.п. Касаются как теоретической, так и практической части проекта. Эту часть может предварять следующая формулировка: "Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:..".
  • Объект и предмет исследования допустимо объединить в одном-двух раскрывающих значение абзацах, однако выделить объект необходимо. Чтобы понять, что считать объектом, достаточно ответить на вопрос: «Что будет изучаться?». Предмет исследования — качества или действия объекта, важные для достижения цели проекта. Предмет упоминается в теме работы. Для определения можно так и сказать: "Объектом данной работы является…, а предмет исследования — …".
  • Теоретические, нормативные и методологические базы приведены в методических указаниях, учебниках или конспектах лекций. Отсылки к ним добавляют веса и солидности курсовому проекту, а также облегчают проведение исследования. Упоминать работы можно в виде ссылок, цитат или перечня.
  • Обозначение области применения подчеркивает значение работы для практического использования и подтверждает понимание студентом важности ее выполнения. Часто о ней упоминают, говоря об актуальности. Использование термина "Область применения" будет уместным.
  • Гипотезы характерны для работ исследовательского типа. Как правило, озвучены в теме. Подтверждение или опровержение гипотезы — цель работы. Если в работе она присутствует, то обозначить ее нужно: "Принятая к исследованию гипотеза говорит о том, что…".
Обязательные части: актуальность, цель, задачи, предмет и объект. Остальные части допустимо объединять или опускать. Озаглавливать части не нужно, они выделяются только отдельными абзацами.

Оформление введения в курсовой работе

Размер вводной части регламентируется ВУЗом, но, как правило, составляет 10% от объема курсового проекта и умещается на одном-двух листах. Заголовок «Введение» пишется и отражается в содержании. Не принято использовать картинки, рисунки и графики — только текст.

Оформление введения в курсовой работе соответствует стилю остального текста (шрифты, интервалы, отступы). Как правило параметры указаны в методических указаниях. Если конкретных требований нет, то придерживаются общепринятых стандартов:
  • Шрифт: Times New Roman с размером текста 14. Названия разделов — 17 кеглем с жирным выделением.
  • Интервал между абзацами — 1,5.
  • Поля: сверху и снизу по 2 см, справа 1 см, слева для сшивания — 3 см.
  • Главы и разделы нумеруются арабскими цифрами. Подразделы — через точку, например, 2.1. Если в работе используются более мелкие подразделы, их нумерация ведется по этому же принципу, например 3.1.1.
  • Текст выравнивается по левому краю или по ширине страницы.
Четкое и аккуратное оформление введения в курсовой работе влияет на впечатление, создаваемое у проверяющего.